Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

22.02.2017 10:33 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 23.02.2017 г.

Большая и дружная семья Л.М.Кульковой - главное достижение её жизни

О людях, переживших годы Великой Отечественной войны  и послевоенный период, необходимо говорить и помнить постоянно. Чтобы потомки не забывали тех, кто своими жизнями, здоровьем и самоотверженным трудом сохранил и восстановил страну. Районная газета периодически публикует  материалы о земляках — участниках войны и  детях  войны, которые с ранних лет ощутили на себе тяжесть того времени. Одна из них – Лидия Михайловна Кулькова. Горнило войны опалило её детство, но эта женщина прошла через все испытания и сегодня, 23 февраля, отмечает своё 80-летие.

Стекла окон дома в деревне Беклемищи, где проживает Л.М. Кулькова, отражали лучи солнца, радуя редкими этой зимой солнечными бликами. Аккуратно прочищенные дорожки, колодец «журавль» около дома. К нему вела тропа. Это говорило о том, что незамысловатое устройство для подъёма воды до сих пор используется. Сегодня колодцев такого типа практически не осталось,  и его можно  назвать   музейным экспонатом.

На крыльце меня встретила с улыбкой хозяйка. Пожелав мира дому, я прошел вместе с ней на светлую кухню, где у русской печи, в которой потрескивал огонь, и состоялась наша беседа.

23 февраля 1937 года в семье Михаила Ивановича и Клавдии Тимофеевны Суриных, проживающих в деревне Анисимово, родилась дочь Лидия. Она была третьей девочкой, Катерина была старше малышки на 6 лет, Мария на 12. Отец иногда без злобы шутил, что он попал в бабье царство. А в 30-е годы прошлого столетия вовсю шла коллективизация, владельцам дворов предлагали «добровольно» войти в состав колхозов. А у семьи Суриных было крепкое хозяйство, большой двор – лошадь, коровы, овцы и т.д. По словам Лидии Михайловны, мама рассказывала, что у них были сараи для сена, в которых лошадь с телегой могла зайти и развернуться. В детстве у Лиды, как у любого ребенка, было много интересных моментов. Вот один из случаев, о котором рассказала собеседница. В хозяйстве одна из овец подвернула ногу, поэтому её выгуливали около дома, за животным присматривала старшая Катерина. Однажды подружки позвали её за ягодами, Катерина оставила присматривать за больным животным Лидию. А та устроилась поудобнее на солнышке и задремала. А овца потихоньку зашла за сарай и тоже устроилась подремать, но только в тени. Катерина вернулась через час из леса, а хромого животного нет. Она схватила палку, на конце которой оказался сучок и стала лупить ею провинившуюся. На спине младшей сестры сразу же появились шишки от ударов. Обидчица испугалась за последствия своего проступка, стала ладошками вжимать вспухшие рубцы в спину, пытаясь «лечить» сестру. А овца вышла на шум через несколько минут. Но пятнистая спина запомнилась Лиде надолго.

Вот что она рассказывала о своем отце: — Папа был настоящим хозяйственником, работал от зари до зари. Но это не имело значения для представителей государства. Отец не согласился вступить в колхоз, ему, как противнику советской власти назначили 10 лет работ и отправили в г. Юрьевец. Вместе с другими осужденными он копал траншеи, противотанковые рвы для обороны. В этой ссылке Михаил Иванович и умер спустя несколько лет.

А как только хозяйство лишилось главы, нагрянули люди в кожанках.

- Наше имущество и скотный двор собирали несколько дней, вывезли на 5 подводах. Нам оставили только то, что было на нас и переодеться после бани, — со слезами на глазах рассказывала собеседница. Мать с детьми осталась ни с чем. В трудную минуту помогли её две сестры и двоюродные братья. Они вскладчину купили для семьи козу, чтобы детям было какое-то пропитание. Но через некоторое время приехали представители власти и забрали кормилицу, мотивировав тем, что семья не возвратила государству солому, которую брал раньше хозяин. Мать поняла, что она вместе с детьми «стоит на учете» и будет всячески подвергаться давлению властей, поэтому попросила брата Павла перевезти семью в г. Гороховец, иначе в Анисимово жить будет очень трудно. Так и сделали. Клавдия Тимофеевна устроилась на новом месте работать в буфет, там же рядышком она вместе с детьми снимала комнату. Но женщина заболела, у неё воспалился седалищный нерв. Половину тела парализовало. Клавдию Тимофеевну отправили на лечение в Горьковскую больницу. Дети остались одни. Сначала они плакали несколько дней, так рассказывала собеседница. Но надо было как-то жить дальше…

Старшая Мария устроилась нянькой, ухаживала за маленькими детьми, помогала младшим сестренкам теми крохами, что ей платили. Но, естественно, молодым, растущим организмам даже на еду мизерного заработка сестры не хватало. Это понимали и работники буфета, где работала до этого их мама. Сердобольные женщины помогали девочкам с пропитанием, кормили их, да и те сами зачастую прибегали в буфет чем-то помочь, а заодно и покушать у добрых поварих. Но для них все это было очень тяжело – мама в больнице, а детям так не хватало её ласки и тепла. Так прошел год, но улучшения здоровья у Клавдии Тимофеевны не произошло. Её вернули в Гороховец. Лежачую больную работники буфета и знакомые пытались лечить народными средствами, но ничего не помогало. По словам Лидии Михайловны, подруги мамы однажды даже принесли из муравейника ведро с насекомыми и хвоей, всё это запарили в кипятке, чтобы её лечить.

А хозяйка квартиры стала ругаться:

- Вы мне все стены продымили, пропахло кислотой…

На это мать троих детей сказала:

- Девочки, давайте лучше домой. Пусть там пустые стены, но родные.

Началась война.  Детям без отца и с больной матерью было очень тяжело. Они ели крапиву, лебеду, пастыши, цветки и листья липы, колоколец (отходы от выжимки льняного семени), тайком собирали оставшуюся картошку на колхозных полях.

- Не знаю, как мы выжили на такой еде. Наверное, хотелось жить, — рассказывала Лидия Михайловна.

В 1942 году мать троих дочерей то ли благодаря их любви и заботливому лечению народными средствами, то ли смотря, как дети стараются накормить мать, сначала стала садиться на кровати, а затем и передвигаться с палочкой. Материнская любовь и её силы не знают границ. Клавдия Тимофеевна вместе с детьми стала готовить обеды для трактористов, которые приходили «столоваться» в дом Суриных, а за это колхоз немного доплачивал семье. Иного дохода во время войны у них не было.

Победа! Это была радость и в то же время горечь и боль по погибшим. Но жизнь продолжалась. В 1946 Лидия пошла в начальную школу в д. Осино Верхнеландеховского района. В 7 лет девочка научилась вязать крючком, её этому научила мама, юная умелица снабжала домочадцев варежками, а затем повысила свое мастерство, стала вязать кружевные салфетки, накидки и т.д. После 4-го класса Лидия стала учиться в Беклемищенской школе. На обед, как делилась героиня, мама давала вареную картошку или свеклу. Свою пищу иногда ела тайком, чтобы более «богатые» сверстники не увидели, насколько мал оказывался «перекус» у школьницы из Анисимово. Девушка была спортивной, показывала хорошие результаты по многим видам спорта, поэтому после 7-го класса она самостоятельно подала документы в Ивановский техникум физической культуры. Но мама, узнав об этом, сказала: «Дочка, а на что ты будешь учиться? Тебе надо деньги на поездки, в городе необходимо на что-то жить, чем-то питаться и т.д.». В итоге  Лидия осталась в родном колхозе, устроилась на работу. Там она и познакомилась с Геннадием Кульковым. Парень был из д. Григино, занимал должность заведующего центральной фермой. Стали встречаться, гулять по вечерам, ходили смотреть фильмы в клуб в д. Беклемищи. Дружба переросла в любовь, и в 1957 году молодой человек предложил Лиде руку и сердце. Она согласилась. В д. Григино состоялась свадьба, присутствовало 25-30 человек, в основном родные и близкие. А иначе никак не получалось – маленькие зарплаты позволяли только-только сводить концы с концами. Молодожены стали жить у Лидии, потому что дом мужа был маленький, одна комната, к тому же там вместе с Геннадием проживали 2 брата, которые еще не обзавелись семьями. И домик-то был покрыт соломой, но ведь молодым хотелось иметь надежное жилище, по  этой причине супруги переехали в родительский дом Суриных. Он был большой и просторный. Через два года появился первенец, сын Александр. Пробыв 9 дней в роддоме, на 10-й молодая мама вышла работать на ферму телятницей. Напарницей у неё была пожилая женщина, которая через год ушла на пенсию. А Лидии Михайловне досталось всё хозяйство – две группы телят по 42 головы. Работать приходилось не покладая рук – утром было необходимо натаскать 30 вёдер воды в котел, чтобы сварить еду для телят, затем её приготовить и каждому из 84 телят принести по ведру еды. Но работа продолжалась – после этого опять требовалось наполнить котел, принести сена каждому теленку и т.д.

В 1962 году в семье Кульковых родился второй ребенок, сын Алексей. Бабушка, Клавдия Тимофеевна, взяла на себя заботы по уходу за малышом. Как рассказывала Лидия Михайловна, пока она была в роддоме, всю работу по уходу за животными выполнял супруг. Он старался во всем, чтобы помочь своей второй половинке. В 1964 году Кульковы с радостью встретили пополнение – дочь Ирину. А в 1970 родился четвертый ребенок, дочь Альбина. Счастье от улыбки ребенка нельзя променять ни на что. И родители радовались большой семье. Было трудно, не хватало денег, но супруги старались изо всех сил. Они уходили на работу в 5 утра.

Дети оставались одни дома, Александр был за старшего. Вот какую историю рассказала Лидия Михайловна: — Однажды Саша, когда был маленьким заскучал один дома. А супруги запирали ребенка, чтобы он раздетый не выбежал на улицу, не простудился. А мальчику захотелось прийти к родителям на работу. И вот он оделся, и стал ждать у маленького сквозного окошечка, ведущего на улицу. И увидел проходящего мимо соседа Владимира и закричал ему: «Дядя Володя, открой меня, я тебе ключ через окошечко передам». Вот так Александр оказался на свободе и пришел к родителям на ферму, чему те были очень удивлены.

В 1976 году после продолжительной болезни умерла мама Л.М. Кульковой. Было много слез и страданий – не стало самого близкого человека. Но в делах и заботах с большой семьей горечь утраты постепенно стерлась. Лидия Михайловна всю жизнь так и проработала в животноводстве – более 40 лет. Дети окончили школу, получили образование по профессии, обзавелись семьями, разлетелись по свету. В 1992 году женщину достойно проводили  на отдых, она заслуженно получила звание «Ветеран труда», вскоре к жене присоединился супруг, занимались домом, огородом, но в 2003 году его не стало. Это было тяжелой потерей для хозяйки, оставшейся одной. Но помогли дети, они поддержали маму. Как пояснила собеседница, семья Кульковых большая и очень дружная – дети помогают друг другу и матери, навещают её, и она ездит к ним в гости. У Лидии Михайловны 9 внуков, 12 правнуков. “Мои снохи для меня как дочки, и зятья замечательные. Жизнь я прожила не зря”, — делилась женщина.

В ходе разговора она и посмеялась, и всплакнула, вспоминая особенно трудные жизненные моменты. Как призналась Лидия Михайловна, она очень любит песни, частушки. По её словам, чувство юмора не раз помогало ей преодолевать трудности в жизни. Она до сих пор любит вязать кружева, показала свои кружевные салфетки, результат кропотливого труда. Женщина сама топит печи, готовит, ходит на колодец около дома за водой, очень любит свой «журавль». Иногда приходит соцработник, в чем-то оказывает помощь. 

Вот так неспешно, в кругу родных и близких проходят дни героини моего повествования. А что ещё для счастья надо? Только любовь, забота и уважение родных людей. И, слава Богу, всё это есть у Лидии Михайловны.

От коллектива редакции поздравляю Л.М. Кулькову с юбилеем, желаю здоровья, душевного спокойствия и любви родных и близких.

Д. Кондин.

Фото автора и из архива

семьи Кульковых.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

183