Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

23.04.2020 08:33 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 (10264) от 23.04.2020 г.

Жизнь в танце и танец в жизни

Танец – одно из древнейших видов искусства, зародившееся во времена первобытногообщества и дошедшее до нас, претерпев многочисленные трансформации. 29 апреля любители и ценители хореографии отмечают Международный день танца. В преддверии праздника руководители детских хореографических коллективов посёлка рассказали о значимости танца в их жизни.

Татьяна Юрьевна

Краснова

- Татьяна Юрьевна, Вы в детстве любили танцевать? Когда впервые появились мысли о хореографии?

- Детство – это самая светлая часть на длинном пути человека. И от того, как проживет ребенок этот короткий отрезок времени, каким он шагнет в новую, уже взрослую жизнь, какие ценности и приоритеты выберет для себя, зависит только от нас, взрослых. Для меня вопрос: “ Как рано стала танцевать?” начал решаться в раннем детстве. Тогда я обожала танцы, увлеченно придумывала и повторяла движения, потом бежала на улицу к подружкам, чтобы разучить с ними новые па и выступить перед родителями. И все это время рядом со мной были мои папа с мамой и старшая сестра. Они принимали меня во всех моих проявлениях, когда я была веселая и грустная, озорная и вредная. Благодаря их поддержке у меня появились первые детские успехи. С удовольствием занималась в танцевальном кружке, где мне очень запомнилась молодой руководитель Елена Вавилова. Она была очень строгим, но грамотным специалистом. К сожалению, потом уехала, но судьба распорядилась так, что, спустя много лет мы с ней случайно встретились и сейчас с удовольствием общаемся.

- Что повлияло на Ваш выбор профессии? Где учились, чем запомнилось студенчество?

- Вместе со своим увлечением росла и я. Вопрос: “Кем быть?” и “Куда поступать?” передо мной не стоял. В 1986 году я стала студенткой Ивановского областного училища культуры. Три года меня и моих однокурсников наполняли, как пустой сосуд – спасибо педагогам. Очень часто вспоминаю нашу классную руководительницу Нину Александровну Гудкову. Она всегда была очень жесткой и требовательной, на её дисциплинах по классическому и народному танцам мы работали до седьмого пота. Студенчество мое было очень творческое: мы ощущали свою уникальность, верили в себя... Наша группа была очень дружная: вместе устраивали различные мероприятия, походы, вечера отдыха, дни рождения. В памяти – один позитив.

- Что для Вас представляют танцы? Расскажите о своей работе, Вашей главной задаче в ней.

- После Ивановского училища стала работать в Пестяках. Сейчас обучаю детей мастерству танца. Хореография – это искусство, любимое как детьми, так и взрослыми. Юные танцоры находят в нём самовыражение, выход энергии, развиваются физиче-ски и духовно, учатся работать в коллективе. Коллектив – это мини-общество, где ребенок учится общаться, взаимодействовать, то место, где тебя поддержат и помогут! Всегда старалась проводить занятия так, чтобы дети учились фантазировать, мыслить, рассуждать, говорить языком танца. Чтобы они знали и гордились тем, что в России есть блестящие балеты, известные балерины, танцовщики. Чтобы они не воспитывались на очень сейчас популярных, но ничего не дающих для духовности ребенка шоу, а росли на вечном. Народный, сюжетный, детский танцы учат малышей и подростков культуре, человеческому достоинству, языку жестов. Как же оценить то, что сделано, то, что вложено в детей? Количеством призов и грамот? Может быть, и этим. Но, наверное, главное, – то, на сколько изменились юные танцоры, на сколько они стали красивее и здоровее. Разве это не то, чего мы хотим для наших детей, всего общества? А вообще танец в полном понимании данного слова – это маленькая жизнь.

И, несмотря на то, что танцы являются видом культурного наследия, считаю, что диктатура в хореографии должна присутствовать. “Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог”, — сказал французский писатель и философ Жан-Жак Руссо, с которым полностью согласна.

- Если сравнить Вас в начале карьеры и сейчас, в чем будет разница?

- Я часто вспоминаю свои первые постановки танцев, спустя несколько лет мне даже страшновато их просматривать, сейчас мне они кажутся однодневками, немного наивными, смешными. Но если бы не было их, не было бы сегодняшних постановок. Ведь недаром китайская мудрость говорит: “Большой путь начинается с малого шага”. И я всегда старалась развиваться, всё глубже проникать в безграничный мир танца, его философию. Ведь когда ребенок видит перед собой грамотного, успешного, оптимистичного, любящего свое дело педагога, всегда есть вероятность УСПЕХА. А успехи были. В 2018 году мы с ансамблем «Оберег» стали Лауреатами в региональном этапе во Всероссийском танцевальном конкурсе «Хоровод традиций».

Огорчает один факт – дети растут, и после окончания ими школы мне приходится расставаться с ними. За несколько лет занятий мы становимся большими друзьями, равноправными коллегами, а расставание всегда приносит огорчение, пусть и со слезами радости и добра на глазах. За десятилетия я убедилась, что танец делает детей лучше, умнее и красивее, добавляет им грации, пластики, свободы в движении и общении.

Но изменяюсь и я. Именно мои воспитанники заставляют меня быть сегодняшней, принимать их такими, какие они есть, быть терпимее к их детским ошибкам, но требовательной к себе, и я очень благодарна им всем за это.

- Татьяна Юрьевна, в заключение Ваши пожелания воспитанникам и коллегам в преддверии Международного дня танца.

- Поздравляю всех с Международным днём танца! Желаю, чтобы ваша жизнь была похожа на танец — легкий, веселый и зажигательный, а иногда медленный и романтический.

Лучшая награда для меня – видеть горящие глаза детей, радость взрослых за свое чадо, получать отдачу от того, чем занимаешься. Детям хочу пожелать оставаться такими же неугомонными, любить искусство, работать в классе до “седьмого пота”, а родителям – всяческой поддержки! Своим коллегам хочу пожелать творчества и красоты. Будьте счастливы! Любите жизнь и танец!

Ирина Александровна

Баженова

- Ирина Александровна, Вы в детстве любили танцевать? Когда впервые появились мысли о хореографии?

- Началось мое увлечение танцами с 6 лет, с садика в г. Заволжье Горьковской области. Помню, в саду во время тихого часа меня и ещё девочку Ингу Шиляеву забирали родители и вели в Дом культуры, где мы посещали подготовительную танцевальную группу при учреждении. С 1 класса школы уже появился «станок» – металлический поручень вдоль стены, около которого выполняются все базовые упражнения. Мне очень нравились занятия в балетной студии, и параллельно я посещала вечером студию народных танцев, меня на всё хватало. И заниматься никто не заставлял, я даже дома, когда по телевизору играла музыка, бросала уборку, вставала у зеркала и делала какие-то па. Моя мама в такие моменты говорила: «Ну вот, началось». В дальнейшем я стала настоящей фанаткой танца, сама себе давала задания, например, – просидеть на шпагате 30 минут. Ставила перед собой будильник и сидела, терпела. Ярким воспоминанием осталось мое первое выступление – когда училась в первом классе, нас повезли выступать в Дворец культуры в г. Горький (ныне Нижний Новгород). В шикарных костюмах стилизированных под городецкую роспись мы исполняли танец «Городецкие свисточки». Нас снимало телевидение, я потом сама смотрела на себя по телевизору дома. А на следующий день после показа в школе мне аплодировали. Я вся покраснела, но было очень приятно. В хореографии появились успехи, что давало стимул для дальнейшего развития, стала заниматься ещё больше. Когда училась в 6 классе, мой руководитель по танцам Пахтусов Павел Данилович (закончил Ташкентское хореографическое училище, танцевал в театре) предложил даже маме направить меня после школы в Воронежское хореографическое училище. Дал мне рекомендательное письмо, перечень необходимых документов, сказал, что у меня есть перспективы. Но мама наотрез отказалась, хотела, чтобы я, как и она, в будущем стала воспитателем. В итоге я в 8 классе закончила балетную студию с отличием, в Воронеж поступать не поехала.

- Что повлияло на Ваш выбор профессии? Где учились, чем запомнилось студенчество?

- После окончания 10 классов в 1982 году в вопросе о выборе профессии я даже не рассматривала альтернативные варианты – только танцы. Мама настаивала на профессии педагога, говорила мне: «Вот ты подумай, неужели и через 20-30 лет будешь всё прыгать, танцевать?» Но я любила хореографию, была предана ей, поэтому поступила в Ивановское училище культуры (по совету моей знакомой, с которой вместе танцевали). Студенчество пролетело как одно мгновение, учеба мне давалась легко, сказывалась многолетняя подготовка в танцевальных студиях. Очень запомнились фестивали молодежного творчества «Студенческая весна», которые проходили на базе Меланжевого комбината. Мы сами ставили танцы, выступали и в роли режиссеров, и постановщиков. Особенно запомнилось, когда мы с однокурсниками придумали танец на песню Владимира Высоцкого, вышли на сцену в гимнастерках, произвели настоящий фурор.

- Что для Вас представляют танцы? Расскажите о своей работе, Вашей главной задаче в ней.

- В 1985 году приехала по направлению в Пестяковский район, начала заниматься с ребятами хореографией в Пестяковском Доме культуры и продолжаю эту деятельность по сегодняшний день, чему рада. Я уже не представляю себя без танца – это моя вторая натура, за годы работы хорео-графия уже «въелась» в меня. Ещё с утра начинаю думать, прокручивать в голове: так, сегодня занятие с малышами, а если мне попробовать ещё вот такой элемент и т.д.

Но одно дело научить танцевать, а совсем другое – правильно поставить танец.

Главное в моей работе по отношению к детям – это воспитать у них любовь к танцам, научить их слушать и слышать музыку, двигаться, работать в коллективе. Немаловажным фактором является и привитие ответственности, дисциплины, без них в танце нельзя. Поэтому хореография очень дисциплинирует, наряду с духовной составляющей учит и смирению.

Очень часто немного зажатый или закомплексованный ребенок в танце или на сцене раскрывается, показывает богатый внутренний мир. Одним словом, моя зада-ча – через танец сформировать гармонично развитую личность. И детям нравится двигаться, танцевать, а если сочетаются хорошие костюмы, сцена, музыка, выступле-ние – всё это настраивает детей на высокую волну, одухотворяет.

- Если сравнить Вас в начале карьеры и сейчас, в чем будет разница?

- Естественно, прибавилось опыта, годы работы не проходят даром. Я учу детей и в то же время учусь сама – слушать их, понимать, находить общий язык, ведь все дети разные, а необходимо из маленьких танцоров, каждый из которых обладает своим характером, создать коллектив.

Стало легче при подготовке танца, так как есть интернет.

Но работать легче не стало – с изменением эпохи изменились и дети. Они все очень развитые, с малолетства грамотные, подкованные во многих вопросах, более свободные в выражениях, мыслях и поступках, чем 20 лет назад. И иногда даже помогают мне, вносят свои предложения при подготовке танца, я к ним прислушиваюсь. Со многими детьми одно удовольствие работать, так они преданны хореографии. Очень много детей, кто оставил в памяти след своим желанием танцевать, своей работоспособностью. И, надеюсь, любовь к танцу ребята пронесут через всю жизнь. Со многими из них мы добились различных успехов. Последнее достижение – Ксения Ляпина и Иван Юдин в г. Муром стали Лауреатами Всероссийского фестиваля творчества «Аленький цветочек» в номинации «Танец». Те, кто хочет – всегда добиваются успеха!

- Ирина Александровна, в заключение Ваши пожелания воспитанникам и коллегам в преддверии Международного дня танца.

- Танец, по сути, пронизывает всю нашу жизнь – мы танцуем в школе, на дискотеке, танцуем, когда поем, танцуем, когда влюбляемся, когда хорошее настроение. Поэтому с Международным днем танца поздравляю всех, вы все причастны к этому виду искусства. Желаю, чтобы побольше детей посещали занятия, «погружались» в мир хореографии, каждый день совершали новые открытия. Желаю детям и взрослым творческого развития, вдохновения и удовольствия от проделанной работы.

Беседовал Д. Кондин.

Фото из архива Т.Ю.Красновой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

265