Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

14.01.2021 08:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 (10302) от 14.01.2021 г.

Мошенники «не спят»!

В последнее время все больше и больше граждан, в том числе и жителей Пестяковского района, попадаются на удочки мошенников, которые используют для этого сеть Интернет, телефоны и другие технические устройства. Поэтому такие преступления зачастую именуются киберпреступлениями. О нарушениях закона с использованием современных технологий рассказал начальник ПП № 18 (п. Пестяки) МО МВД России «Пучежский» Н.А. Смирнов.

- Николай Александрович, в современный век компьютерных технологий нарушители закона используют интернет-сети для «вытягивания» денег из электронных кошельков граждан. Каковы наиболее распространённые схемы их действий?

- Сайты «Авито», «Юла», «Из Рук в Руки» — крупнейшие российские интернет-площадки, на которых можно легко купить или продать любой товар: от одежды и животных до недвижимости и автомобилей, найти работу, получить различные услуги. Являющиеся по сути современным аналогом газетных страниц с частными объявлениями, эти ресурсы привлекают не только честных продавцов, но и мошенников, использующих различные схемы для получения денег обманным путем. Число преступлений увеличивается особенно в периоды новогодних праздников – граждане делают много подарков, покупок.

Для хищения денежных средств начальной и главной целью злоумышленников является установление банковских реквизитов граждан (номеров карты, счета, CVR-кода, пароля перевода денежных средств, пароля доступа в личный кабинет услуги «Онлайн-банк»). Если гражданин назвал данные реквизиты (пароли), то злоумышленнику уже не составляет большого труда совершить ряд операций, чтобы денежные средства были похищены. Самое главное, гражданин должен знать, что реальные сотрудники банка не спрашивают номера счетов, а тем более пароли-подтверждения о переводе денежных средств, либо вход в личный кабинет услуги «Онлайн-банк». Мошенничество может принимать различные формы.

Мошенники просят назвать номер банковской карты.

Один из вариантов обмана – просьба сообщить номер банковской карты «для бронирования или покупки товара». Если этот метод сработает, то откроет мошенникам доступ к денежным средствам гражданина.

Мошенничество с предоплатой.

Другая популярная афера – предоплата за товар, которого не существует. Мошенники дают объявление на сайтах о продаже ходового товара по привлекательно низкой цене. При общении «продавец» всегда ссылается на сильную занятость (командировка, ЧП на работе и т.п.), поэтому товар при личной встрече передать не может. На вопрос о низкой стоимости покупки ответ один – срочная необходимость в деньгах. После получения денежных средств лже-продавец исчезает.

Мошенники просят подойти к банкомату.

Представляясь лже-покупателями, жулики предлагают перевести деньги за товар на банковскую карту продавца. Будущим жертвам мошенники сообщают, что для этой операции нужен абонентский номер сотовой компании, которым пользуется продавец. Через некоторое время ему перезванивают и настойчиво просят сделать выписку через онлайн-банкинг. Мошенники просят подойти к банкомату, чтобы помочь решить проблему. Далее всё по старой схеме: покупатель диктует пароль для входа в онлайн-банк, и мошенники уже сами управляют банковским счетом/картой, и, соответственно, деньги перечисляются на счета мошенников.

Кредит на Ваше имя.

В последнее время участились случаи, когда гражданину звонят и сообщают, что на его имя «взят кредит», хотя потребности в нем не имелось, и заявок гражданин не направлял. В этом случае злоумышленники настойчиво предлагают «отменить» заявку кредита и спрашивают номера счетов/карт, чтобы денежные средства, «взятые в кредит», перенаправить на карту (либо резервный счет) клиента, и в последующем «отменить» кредит. В итоге преступники похищают денежные средства добропорядочных граждан.

Звонок с организации жилищно-коммунального хозяйства.

Вам звонят по телефону якобы с управляющей компании ЖКХ и сообщают, что у вас имеется задолженность за коммунальные услуги в связи с неправильной операцией по оплате (либо сбоем компьютерной программы и т.п.). Чтобы сохранить деньги, необходимо оплаченные вами денежные средства перевести обратно на вашу карту/счет. Далее всё по старой схеме: вы говорите пароли и т.д. ….

- Расскажите, пожалуйста, как можно распознать кибермошенников?

- В первую очередь нужно обращать внимание на цену покупки. Основная схема мошенничества на различных сайтах – это привлечение покупателей низкой стоимостью. Необходимо проверять номер звонившего абонента. К примеру, вы живете в Ивановской области, а вам позвонили из Магадана – это должно насторожить. Определить принадлежность абонентского номера к номерной емкости региона оператора связи можно посредством сети Интернет с использованием специальных программ.

Чтобы избежать финансовых потерь при дистанционной покупке товара с предоплатой, по возможности договоритесь с продавцом об оплате наложенным платежом при получении заказа в транспортной компании. Попросите продавца подтвердить реальное наличие товара фотографиями с нескольких ракурсов или во время видео-сессии в «Скайпе». Самостоятельно проверьте данные продавца через поисковые системы и отзывы покупателей, не перечисляйте деньги на сотовый телефон – в 90% случаев такую схему оплаты используют мошенники.

Часто мошенники размещают в объявлениях платные абонентские номера. Использование платных номеров часто сопровождается информацией об особо привлекательных условиях работы. Цена минуты разговора или смс на такие номера может составить до 1000 рублей.

Если вам поступают звонки или сообщения: предлагают перечислить (или передать) деньги за «не привлечение» близкого родственника к уголовной ответственности; «вы выиграли в лотерее или игре», но для получения приза необходимо оплатить налог; о том, что карта заблокирована и для разблокировки необходимо совершить ряд операций и т.п., то знайте – вас пытаются обмануть преступники!

Ещё раз обращу внимание жителей Пестяковского района – необходимо знать и понимать, что действующие банковские сотрудники не имеют права спрашивать пароли по операциям. Если же сотрудник банка Вам позвонил и сообщил о «проблемах» по банковской карте/счету, то необходимо прервать телефонный разговор и перезвонить самому на номер «горячей линии» банка, который указан на оборотной стороне карты!

- Николай Александрович, если гражданина все-таки обманули – что ему делать?

- Если вы стали жертвой обмана в интернете, то первым делом необходимо обратиться в полицию, поскольку такие преступления чаще раскрываются по горячим следам. Подобная деятельность наказуема по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», однако призвать виновников к ответу достаточно сложно. Вам нужно подать заявление о мошенничестве и представить имеющиеся доказательства: распечатанные данные о переписке; абонентский номер, с которого звонили; время звонков (детализацию можно получить в личном кабинете телефонного оператора по абонентскому номеру); персональные данные мошенника – ФИО, адрес, номер телефона, банковской карты. Если денежные средства были сняты с банковской карты, то необходимо обратиться в офис банка и запросить детализацию движения денежных средств по вашей карте, чеки или квитанции об оплате.

Необходимо делать нотариальные копии всех документов – они могут пригодиться для рассмотрения дела в суде. В случае, если мошенник получил доступ к вашей карте и украл денежные средства, необходимо обратиться в полицию и банк для блокировки карты. Имеющийся счет лучше закрыть, а карту — заменить.

Знание основных мошеннических схем и приемов злоумышленников поможет избежать ненужных рисков и финансовых потерь. Не стоит торопиться заключать сделки на слишком выгодных или сомнительных условиях, слепо доверяя авторам объявлений и отправляя предоплату незнакомцам. Разумная осторожность и бдительность – необходимые меры при совершении любых финансовых операций на интернет-площадках и онлайн-ресурсах.

Беседовал Д. Кондин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

96