«Ругай-не ругай мошенников, однако ведёмся мы на них обычно сами»
И действительно! Сколько статей в СМИ о различных схемах телефонного
мошенничества, но люди упорно попадают в расставленные сети
киберпреступников. Есть даже те, кто получил разъяснения полиции о
существующих приемах аферистов и методах защиты, но нет, прошло время,
полученная информация куда-то улетучилась, и человек снова отдал свои
деньги или даже взял в кредит, чтобы добровольно вручить мошеннику.
Почему так происходит и как уберечься?
Разобраться в этом вопросе нам помог заместитель управляющего
ивановским отделением Банка России Михаил Соколов.
Мошенники используют психологические уловки, намеренно пытаются
испугать или обрадовать потенциальную жертву, втереться доверие и
получить нужную информацию для хищения средств. Также на руку
мошенникам играет и эффект неожиданности от звонка. Такие манипуляции
называются социальная инженерия. Злоумышленники называют жертву по
имени отчеству, активно используют персональные данные, которые
получают из различных источников, с помощью IP-телефонии подменяют
номер, например, на знакомый номер банка, что в совокупности повышает
эффективность телефонного мошенничества.
Стоит сказать, что и их активность не снижается. По итогам первого
полугодия этого года основным каналом атаки мошенников (80%) остается
именно звонок на мобильный телефон жертве.
Схемы уловок могут быть различны, аферисты оперативно подстраиваются
под актуальную повестку. Новости о мерах государственной поддержки,
социальных выплатах, вакцинации часто берутся на вооружение среди
телефонных мошенников. Они пугают жертву потерей его же денег,
информацией о якобы оформленном на клиента банка кредите, предлагают
заработать на акциях, инвестируя на псевдо-бирже, или получить выплаты
различных компенсаций или выигрышей. То есть причины, по которой
мошенники звонят потенциальной жертве могут быть различными, но цель
одна — узнать персональные данные и данные банковской карты, чтобы
похитить деньги.
Что должно насторожить?
В голове каждого должен включаться некий стоп-сигнал тогда, когда
незнакомец пытается выведать: код безопасности – три цифры с оборота
карты и коды из СМС-сообщений, присланных банком. Если вам задают эти
вопросы, то смело вешайте трубку – это мошенники. Причем совершенно не
важно кем представляется человек на том конце провода: сотрудником
правоохраны, ФСБ, следственного комитета, службы безопасности банка или
подразделения Центробанка.
Всегда недоверчиво относитесь к предложению неизвестных вам людей
перейти по ссылке, присланной любым способом: на почту, в соцсетях и
мессенджерах. Выполняя это действие, вы может заразить ваш гаджет
вирусом, который даст мошенникам доступ к деньгам, посредством взлома
мобильного интернета, а также доступ ко всем конфиденциальным данным,
хранящимся на вашем устройстве.
Нельзя исполнять все то, что вам говорят незнакомые люди по телефону: так
происходит обычно, когда звонящему удается внушить доверие жертве, он
начинает торопить, угрожать, требовать немедленных действий – перевести
деньги, снять их и переложить в банкомате и так далее. Сядьте, подумайте,
ведь некоторые схемы настолько несуразны, что логика вам это
подскажет, когда вы успокоитесь.
Важно помнить, что в случаях, когда владельцы карт сами сообщают свои
конфиденциальные данные мошенникам, банки не возвращают потери.
А для полного своего успокоения в вопросе о том, что же происходит с
вашими деньгами – позвоните сами в организацию, от имени которой якобы
был звонок, набрав вручную официальный номер телефона.
Вадим Синявский
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.