Актуальные вопросы государственного земельного надзора. Вопрос-ответ.
Вступивший с 01.07.2021 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации» породил у контролируемых лиц множество вопросов. В данной
статье будут даны ответы на основные из них.
Как изменился подход к контрольно-надзорной деятельности
с вступлением в силу 01.07.2021 Федерального закона № 248-ФЗ?
Подход к надзорной деятельности изменился приципиально. Особый
акцент сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и
профилактике рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
Теперь проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение
риска причинения ущерба, является приоритетным по отношению к проведению
контрольно-надзорных мероприятий, которые должны осуществляться в
исключительных случаях.
В новом законе закреплён широкий набор средств и механизмов проведения
профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены
такие мероприятия как информирование, обобщение правоприменительной
практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения,
консультирование, самообследование, профилактический визит и иные
мероприятия. При этом законодатель исходит из того, что участие в
профилактических мероприятиях — это право, а не обязанность контролируемых
лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется
взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия
данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Объявление предостережени – что это? И чем оно отличается от
выдачи предписания?
Федеральным законом № 248-ФЗ определяется возможность объявления
предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках
возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных
требований. Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых
контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых
нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их
и избежать возможных неблагоприятных последствий.
Следует отметить, что предостережение содержит лишь предложение
о принятии мер по обеспечению соблюдения требований, в нашем случае, это
требований земельного законодательства, и не может содержать требование
представления контролируемым лицом сведений и документов. Данный аспект
и является главным отличительным признаком предостережения от предписания.
В случае выдачи предписания, контролируемому лицу устанавливается
конкретный срок для устранения выявленных нарушений. По истечению
указанного в предписании срока, испекторами проводятся необходимые
контрольные (надзорные) мероприятия с целью установления факта исполнения
либо неисполнения ранее выданного предписания.
Неисполнение законного требования инспектора влечет административное
наказание в виде штрафа от 10000 рублей.
Изменился ли порядок рассмотрения обращений граждан о нарушений
их прав, как собственников земельных участков?
Одним из оснований для проведения внеплановых контрольных
(надзорных) мероприятий является наличие у контрольного (надзорного) органа
сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям, полученным из поступивших обращений
граждан.
И как раз одной из новелл Федерального закона № 248-ФЗ является
порядок принятия к рассмотрению и рассмотрение подобных обращений.
Условие принятие: установление личности гражданина, либо полномочий
организации, подавших обращение.
Расмотрение: установление достоверности сведений, указанных
в обращение.
К сожалению, многие граждани ошибочно полагают, что направление
в адрес Управления к электронной почты заявление, в котором содержится
просьба о проведении проверки в отношении соседа на том основании, что по
мнению заявителя, забор по их границы установлен неправильно, является
ошибочным.
Прежде чем принять решение о проведении внеплановой проверки
должностными лицами Управления будут проведены контрольные (надзорные)
мероприятия без взаимодействия с целью установления достоверности сведений,
указанных заявителем в своём обращении.
Заявители несут административную ответственность за предоставление
заведомо ложных сведений.
Е.С.Мартынова,
начальник отдела государственного земельного надзора.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.