Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

17.03.2022 09:03 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 (10363) от 17.03.2022 г.

«Нить времён»

Пестяковский муниципальный краеведческий музей постоянно радует посетителей интересными выставками. 10 марта состоялось открытие экспозиции, посвященной прошлому и настоящему вязального промысла в нашем районе. В этот день музей посетил гость из Нижнего Новгорода.

Познакомиться с традициями промысла, чтобы снять об этом фильм, приехал директор «Студии виртуальных туров Дмитрия Кашканова» Д. С. Кашканов. Как рассказал Дмитрий Сергеевич, его студия более 25 лет занимается монтированием виртуальных экскурсий по различным интересным местам нашей страны – музеям, историческим усадьбам и др. Целью его приезда стало знакомство с одним из продуктов вязального промысла в нашей местности – варегами. Эти изделия были высокого качества, пользовались спросом по всей России еще с царских времен и до сих пор не утратили своей популярности. Разобраться в этом «феномене», чтобы затем рассказать о нем другим людям, и стало задачей Дмитрий Сергеевича.

Другими гостями вы-ставки стали наши вязальщицы – Н. А. Елистратова, О. А. Жуколина, М. В. Каретина,О. Б. Ужастина, Л. А. Жукова, О. П. Гонилова.Их работы украшали выставочный зал. Все приглашенные женщины занимаются вязанием с раннего детства, обожают это занятие и достигли в нем большого мастерства. Именно с ними и беседовал Дмитрий Сергеевич о нюансах ремесла, но прежде чем прошла беседа, об истории промысла рассказала младший научный сотрудник музея О.А.Гордеева.

Вязальный промысел в нашем поселке свя- зан с именем княгини С. А. Щербатовой – в начале 19 века именно она владела Пестяковской волостью. Шерсть, из которой местные крестьяне вязали изделия, осталась после пожара на суконной фабрике, открытой в 1761 году князем П.Н. Хованским. Фабрику восстанавливать не стали, зато вязальный промысел княгиня Щербатова признала выгодным и стала посылать местных подростков учиться вязке «панских чулок, кофт и варежек» в Москву. Так это ремесло повсеместно распространилось в Пестяковской, Нижнеландеховской и даже Мытской волостях. Доход от продажи готовых изделий был высок. Несмотря на это, крестьянский труд низко оплачивался и подвергался эксплуатации. Тем не менее, этот промысел получил такое развитие в наших краях, что по замечанию Николая Рыбкина, автора книги «Заклязменский бор и залесная половина Гороховецкого уезда», подвинул традиционный крестьянский земельный труд.

О том, что вся жизнь крестьян была связана с этим промыслом, пишет и Д. П. Шелехов в книге «Путешествие по русским проселочным дорогам»: «У торговцев шерстью крестьяне вязальщики покупают обыкновенно шерсти на целую неделю, а торговцам чулками и варьгами продают еженедельное свое изделие и на заработки покупают для себя на базаре съестные припасы, одежду и все, что необходимо для дома на целую неделю. Таким образом вязальщики существуют своим рукодельем от пятницы до пятницы. От мала до велика, все мужчины и женщины день и ночь вяжут чулки и варги, по большей части одною иглой, с изумительною скоростью. Иные предпочитают игле четыре спицы».

Сбывался товар и на местных рынках, и в другие места: в Украину, Астрахань, Архангельск и др. Со временем были организованы потребитель-ские общества, помогающие покупать и продавать местные изделия. Например, в Пестяках такая организация была открыта в 1913, а в Верхнем Ландехе – в 1915 году.

Рассказывая об истории промысла, Ольга Александровна использовала материалы из публикаций в газете “Новый путь” от 1984 года – статьи «Первый фабричный бунт» и «О том, как вязали в старину», написанные московским автором В. Куприяновским. Когда рассказ был завершен, Дмитрий Сергеевич задал несколько вопросов гостьям и сотрудникам музея. Его интересовало, почему промысел стал так популярен в нашем крае, помнят ли современные мастерицы людей, способных вязать «на ходу», много ли варежек можно связать за день и как этому научится,зачем обучать вязанию детей, возможно ли возрождения промысла в современных Пестяках? В пользу обучения вязанию детей были приведены аргументы о том, что работа со спицами и крючком способствует развитию мелкой моторики, оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, поскольку ему важно быстро видеть продукт своей деятельности. Обсуждая тонкости ремесла, вязальщицы рассказали об эмоциях, которые испытывают, занимаясь любимым делом. Как оказалось, вязание – это прекрасный способ успокоиться и упорядочить мысли.

Подводя итоги общей беседы, все ее участники единодушно пришли к выводу, что, несмотря на обилие других способов досуга в современном мире, вязание по-прежнему может составить им конкуренцию.

Е. Зубова.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37