Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

29.09.2022 09:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 (10391) от 29.09.2022 г.

Пусть осень жизни будет золотой!

Молодое поколение, как правило, считает серебряный возраст грустным временем, когда жизнь человека сосредотачивается лишь на лекарствах, больницах и разговорах о повышенном давлении. Но масса фактов о пожилых людях говорит о том, что и в зрелом возрасте можно жить полноценной жизнью, с радостью встречая каждый день. Чтобы узнать, как в Пестяках живут представители серебряного поколения, я отправляюсь в гости.

Жизнь – это движение

Первым меня встречает активный участник пестяковских соревнований и победитель большинства из них в своей возрастной категории Виктор Николаевич Полин.

Ветерану местного любительского спорта 64 года, выглядит он прекрасно: подтянутый, стройный, бодрый. Дом как игрушка: на темно-синем фоне – белое кружево наличников с дивными арками, основание крыши по периметру – в белоснежных подзорах. В отлично отремонтированной, вполне современной избе центральное место занимает брендовая печь от нашего земляка – известного мастера Алексея Котомина. Крепкое хозяйство!

Спрашиваю Виктора Николаевича, давно ли он занимается спортом. «С детства, — отвечает он, — только тогда мы это спортом не называли. Просто любили двигаться: большинство наших игр было построено на движении. Я жил в родительском доме на улице Советской. Там, рядом со строчевышивальной фабрикой, собирались ребята старше нас, играли летом в волейбол. Мы смотрели и учились, хотя нам больше нравился футбол.А футбольной площадки не было. Зато сколько было радости, когда нам выделили участок земли! Там мы делали импровизированные ворота из палок и играли. Правда, иногда мяч залетал в чужие огороды, тогда у меня и у моих друзей были неприятности. Зимой выходили на реку и чистили себе хоккейную площадку, вместо ворот ставили глыбы спрессованного снега, вырубленные лопатами, или палки. Когда наступал трескучий мороз, то лед ломало, а мы двигались дальше по реке, отчищая все новые места. И так всю зиму. Больше всего ждали, когда из-за мороза уроки в школе отменят. Если родителей дома не было, тут же бежали на реку и начинали играть». Березовыми клюшками, наверное, – думаю я, вспоминая фотографию из архива Владимира Новожилова. Их тоже делали своими руками. «Потом начал серьезно заниматься спортом, уже будучи взрослым, — продолжает собеседник. — Чего только не пробовал: обливался, моржевался, нырял в сугробы. Сейчас зимой хожу на лыжах, а летом бегаю, участвую в фестивалях ГТО, спартакиадах пенсионеров, недавно в региональных соревнованиях по скандинавской ходьбе между ветеранскими организациями занял третье место».

Знаю, что в первенствах по бегу в своей возрастной категории Виктор Николаевич – бессменный чемпион. «Нет, — улыбается он, — вот уже второй раз меня обгоняет мой однокашник Мишка Девяткин. И что обидно: на полшага!» Замечательно, что у наших пенсионеров такие однокашники, правда? Я видела, как они оба летели на «Кроссе наций» к финишу с детским восторгом, азартом. Как хорошо, что в душе у людей зрелого возраста горит такой огонек. Думаю, он и помогает Виктору Николаевичу справляться с серьезной физической нагрузкой дома и на работе. Спортивная форма, оптимизм и добродушие делают жизнь нашего земляка наполненной, яркой, интересной. Так держать!

Физика лирике не помеха

Иду к человеку, смысл жизни которого – творчество. Это наша пестяковская мастерица Нина Александровна Елистратова. Хозяйка встречает меня на пороге радушно, тепло, как самого дорогого гостя. А вокруг – удивительный мир, созданный ее руками. На стенах картины, вышитые в разных техниках. В гостиной – цветы, в мастерской – пейзажи. Последние напоминают наш поселок летом и зимой: вот синички под сиренью, вот избы в снегу, дымок из труб валит, вот, кажется, наше озеро. Еще одно полотно – «Тройка» — уносит меня в мир волшебной сказки. И техника вышивки вроде простенькая – крестик, а выглядит все объемно. Белые грудки синичек, снежные сугробы изб и силуэты коней пушистые, мягкие. Их хочется потрогать. Спрашиваю, откуда такой эффект. «Это нитки такие», — говорит Нина Александровна.

Оказалось, что первым серьезным опытом маленькой Нины был вязанный крючком костюмчик для крошечной куклы. Мама мастерицы Валентина Васильевна Тютина работала художником на строчевышивальной пестяковской фабрике, талант передался дочери по наследству. «Мама учила меня вязать крючком, — вспоминает Нина Александров- на, — она спицами вязать не умела, а отец умел именно спицами». От неожиданности я подпрыгиваю. Как? Мужчина вязал спицами?! «Да, — подтверждает хозяй-ка, — в семье отца в войну вязали спицами «вареги» – так называли тогда варежки. Бабушка давала детям задание связать по паре варег в день, и они не могли уйти из дома, пока не сделают работу». Значит, талант передавался по двум ли-ниям, – думаю я, — но в ходе беседы выяснилось, что папа передал дочери совсем другие способности.

«Подростком я пошла в кружок Дома пионеров, многому научилась там, — продолжает Нина Александровна, — все начиналось, конечно, с одежек для кукол». Тут мы, взрослые тети, заговорили о своем, о девичьем: какие куклы ценились больше всего, где хранили кукольные принадлежности, где и как играли, где добывали лоскутки для кукольных костюмов. Отвели душу. Потом я смотрела разноцветную руко-творную галерею, созданную Ниной Александровной, и диву давалась: тут и ажурные салфетки, и лоскутные одеяла, и вязанные для внучки костюмчики, комбинезоны, свитерочки. «А это платьице я связала для дочери к Новому году, — говорит женщина, — она была Красной Шапочкой. Храню с 70-х годов». Крошечное платье в красно-бело-черной гамме с условной шнуровкой впереди – шедевр! Ажурные блузки, связанные спицами, неотличимы от фабричных. Вышитые руками мастерицы иконы – восторг!А сумки – это отдельная тема для разговора.

Не могу не спросить: сколько времени уходит на такую работу? Спина не болит? «Работаю по ночам, — отвечает Нина Александровна, — а спина не болит, потому что занимаюсь любимым делом». Но это сейчас, на пенсии, а до нее, когда каждый день нужно было ходить на работу? Оказалось, что хозяйка всю жизнь работала… бухгалтером. И эта работа тоже любимая! Она рассказывала о мире цифр с таким же увлечением, как и о мире ручного творчества. «Это у меня от папы, — поясняет Нина Александровна, — он был очень хорошим экономистом». Надо же! А я привыкла думать, что физика и лирика несовместимы.

Смотрю на вышитый букет дивных цветов на темном фоне. «Это репродукция картины Ван Гога, — поясняет хозяйка, — по темной канве вышивать было сложно». Я сражена наповал.Согласитесь, редкий бухгалтер может создавать такие шедевры да еще как за-правский чтец декламировать стихи любимого поэта:

Мы – скаковые лошади азарта.

На нас еще немало ставят карт.

И, может быть, мы тяжко рухнем завтра.

Но это завтра. А сейчас – азарт.

Аж дух захватывает! Поучиться бы молодым внутренней силе серебряного поколения…

Над зеркалом в коридоре вижу небольшое полотно, в центре которого дом со славянскими символами. «Это оберег домашнего очага, — поясняет Нина Александровна, — здесь нитки секционного крашения: красный-бордовый, красный-бордовый». Да, получилось очень интересно…

Муж хозяйки Виктор Николаевич находится с нами, слушает и улыбается. Я чувствую, что супруг не только не против увлечения жены декоративно-прикладным творчеством. Он в теме! Спрашиваю, нет ли у него увлечений. Смеется: «Я на подхвате». Коротко и ясно. Супруги Елистратовы отметили в этом году 40-летний юбилей совместной жизни. Здоровья, счастья им и благополучия, мира и процветания этому прекрасному дому!

60 – серьезное число

На следующей неделе отметят бриллиантовую свадьбу супруги Зотовы: они прожили вместе 60 лет… Это серьезное число. Мне хочется узнать, как живут люди, у которых за плечами такая долгая совместная жизнь. Современная молодежь успевает насладиться прелестями супружества за пару лет и выгорает.

Подхожу к зеленому домику с деревянной кружевной вязью на окнах. На пороге меня встречает женщина. На вид – около семидесяти лет. Кругленькая, опрятная, светлые прядки колечками выбиваются из-под белого платка. Тонкие, с камешками сережки в ушах. А глаза серые, глубокие. И взгляд внимательный, будто в душу смотрит. Это хозяйка Вера Николаевна Зотова. Проходим в избу, в центре – русская печь. Круглый стол стоит посередине горницы. Сейчас так столы уже не ставят, а раньше за ними собиралась вся семья. В простенке между окнами – красный угол с иконами. Слева от него с фотографий на меня смотрят лица молодого поколения семьи Зотовых. Справа на старинном комоде – портреты уже ушедших отцов по двум линиям. Это уголок памяти. А как же? Так через лики святых тянется нить от поколения к поколению.

Мне интересно, как познакомились супруги Зотовы, чем была наполнена их жизнь и сохранились ли былые чувства сейчас. Говорит в основном супруга. Муж Юрий Михайлович – статный, высокий, с тонкими чертами лица мужчина, сидит с нами, но в разговор вступает редко, а слушает внимательно. «Я его сразу приметила, — говорит Вера Николаевна, — мы учились вместе, нам было по 12 лет. Понимаете, он был такой веселый, заводной, а я была строгая, серьезная. Конечно, сначала речь о романтических чувствах не шла, была просто дружба. Даже когда уходил в армию, я еще не знала, что будет дальше. Но два года мы переписывались, ссорились и мирились в письмах, а потом он вернулся ко мне, хотя девушек рядом с ним всегда было много и в молодости, и потом. Знаете, таких мужчин, веселых, добродушных, любят женщины». Как правило, в таких слу-чаях на сцену выходит женская ревность, — думаю я. «Нет, — говорит хозяйка, — я доверяла мужу, не ревновала». «Это правда, — поддерживает ее супруг, — скандалов в доме никогда не было».

И тут выясняется еще один интересный факт: оказывается, Вера Николаевна большую часть жизни была руководителем, а муж – ее подчиненным. Она вышла из учительской семьи, но по стопам родителей не пошла: несколько лет работала на строчевышивальной фабрике, потом перешла в совхоз «Шалаевский». Сначала работала помощником бригадира, а потом почти 29 лет – бригадиром комплексной бригады. Сказать, что это сложная работа – ничего не сказать: ненормированный рабочий день, ни праздников, ни выходных. Плюс большая ответственность за выполнение плана, за людей, а они разные…. В ее бригаде работал и муж. Сначала электриком, потом трактористом. Сейчас сказали бы: конфликт интересов. Думаю, супруге Юрия Михайловича приходилось нелегко: общая нагрузка очень серьезная, а тут еще и родственник рядом. Его нельзя отметить, как других, иначе люди начнут завидовать, судачить. Спрашиваю, было ли такое. «Было, — говорит, — но редко. Я человек справедливый, и на меня обычно не обижались». Да, если душа человека – родник, то грязная пена людской молвы слезает с него, а вода остается чистой… «Но иногда и муж мне говорил, что я поступила неправильно с кем-то, — продолжает женщина. — Я прислушивалась и старалась поправить ситуацию». Ну, это женская мудрость высшего порядка. «Представляете,Юрий Михайлович, как Вам повезло с женой? Вы вытянули счастливый билет», — говорю я. Мужчина соглашается. Чувствую, что женой он гордится. А еще вижу, что они общаются на равных, дополняя друг друга. Это очень важно.

Супруги на десяток лет моложе своего возраста, сейчас им по 83… Она – сильный, волевой человек, но сколько в ней мягкости, женственности, а он – сдержанный и спокойный – ее опора и защита. Все так и должно быть. Спрашиваю, в чем секрет супружеского долголетия. «В терпении, — отвечает хозяйка, — размолвки – не повод для разрыва, надо подождать. И все постепенно наладится. Этому меня учила мама, тому я учу свою дочь». Вот такая преемственность мудрости в семье Зотовых.

Благодарю хозяев дома за гостеприимство и иду дальше.

Сад души и жизни

С Татьяной Николаевной Лощиловой – победителем межмуниципального конкурса «Лайфхак от дачника» – мы разговариваем после семинара первичных ветеранских организаций Пестяковского района. Она не только замечательный садовод, на ней лежит большая общественная нагрузка: Татьяна Николаевна – председатель территориальной первичной ветеранской организации. В день нашей встречи, 26 сентября, в связи с 35-летием региональной ветеранской организации она была награждена медалью за активную работу.

Улыбчивая, живая, моя собеседница полна кипучей энергии. Это такой живой поток, который подхватывает всякого, кто с ней общается. Меня интересует ее увлечение садоводством. Впервые я познакомилась с «творениями» Татьяны Николаевны на выставке цветочных букетов в День поселка. Потом посмотрела ролик о ее дивном Саде. Именно Саде с большой буквы: такой красоты я в наших домашних хозяйствах никогда не видела. Если вы хотите поюбоваться в нашем поселке уголком античной красоты, отправляйтесь к Татьяне Николаевне на улицу Пионерскую. Литая ажурная ограда позволяет увидеть весь сад, и трудится там, как я поняла, вся семья.

Несколько сортов винограда и роз, цветы всех форм и размеров, разные виды туи, можжевельника – цветочный рай! Но эта красота строго упорядочена: сад разбит дорожками на строгие геометрические участки. На их пересечении установлены ажурные белые арки, увитые плющом. Каждый участок наполнен своим колоритом, своей цветовой гаммой. Один потрясает воображение: там установлен небольшой фонтан. И он, и площадка вокруг отделаны прекрасным крупным камнем. Но это не все: особую прелесть этому месту добавляют белоснежные скамейки и фигурки ангелочков. Кстати, ангелы охраняют покой прогуливающихся, стоя вдоль дорожек в разных местах. Ощущение строгости, простоты и совершенства – классицизм во всей красе!

Спрашиваю Татьяну Николаевну, когда к ней пришло увлечение садоводством. «В детстве, — говорит она, — я помню, была картинка в букваре и рядом надпись «ПИ-О-НЫ». Я все смотрела и не могла оторваться: какие красивые цветы! Я и на огороде ухаживала в первую очередь за цветами, а во вторую уже за овощами. Поэтому мама настороженно относилась к моему увлечению: овощи – это еда, а цветы – блажь. С годами я перестала разделять сад и огород, мне сейчас нравится все, но сначала моей любовью были цветы». Я интересуюсь, много ли отнимает времени садово-огородные работы, ведь за этой утонченной красотой – каторжный труд хозяина. «Да, — соглашается Татьяна Николаевна, — но я не замечаю усталости. Меня просто тянет туда – и все».

Восемь лет назад умер муж, для Татьяны Николаевны это было большим ударом. «Я думала, не оправлюсь, уйду вслед за ним, — говорит она. — Спасла работа: у нас с мужем осталось много неисполненных планов, я решила их постепенно воплощать. Так и поднялась: ремонт дома, сад, заботы о близких». У Татьяны Николаевны сын, дочь и четверо внуков. «Мы участок так планировали, — вспоминает она, — чтобы внуки могли свободно по нему двигаться, на детском транспорте ездить и даже соревноваться».

Я знаю, что, кроме серьезной общественной и домашней нагрузок, у женщины есть еще одно увлечение: она поет в хоре. Интересуюсь, как все успевает. Татьяна Николаевна хохочет: «Вот сегодня, думаю, мое последнее задание закончится, и я отдохну». Какое задание? «Встреча с вами», — говорит. А дом? А сад? – думаю я. И ветеранские дела не заканчиваются никогда. «Да я завтра денек отдохну, а потом репетиции хора начнутся, — говорит Татьяна Николаевна. — До пандемии я и на фитнес ходила, мы в соревнованиях принимали участие. Помню, однажды расколола машину дров, думаю: уже на фитнес опаздываю! Бросила все и помчалась. Сама потом удивлялась: зачем мне это надо было? Отдыхала бы себе, так нет!»

Ничего у Вас не получится, Татьяна Николаевна, — подумала я. С такой кипучей энергией и жизнелюбием покой Вам будет только сниться. И это замечательно!

Какие красивые у нас в поселке люди серебряного возраста! Сколько в них тепла, мудрости и красоты внешней и внутренней. С наступающим праздником вас, дорогие, с Днем пожилых людей! Желаем вам долгих лет, наполненных здоровьем, покоем, счастьем и заботой. Пусть осень жизни будет золотой…

Н. Кипарина.

Фото автора,

из семейных архивов

Зотовых и Т.Н. Лощиловой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43