Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

23.09.2021 08:27 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 (10338) от 23.09.2021 г.

Социальные инженеры: кто такие, какие мошеннические схемы используют и как от них защититься?

Перестаньте доверять незнакомцам!

Великий комбинатор Остап Бендер банальному грабежу предпочитал психологические уловки. Жертвы добровольно отдавали ключи, где деньги лежат, поддаваясь на его обаяние. В современном мире для таких комбинаций придумали название – социальная инженерия. О социальных инженерах и их уловках нам рассказал заместитель управляющего ивановского отделения Банка России Михаил Соколов.

Социальные инженеры – это специалисты, которые манипулируя людьми с помощью психологических приемов, выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету.

По статистике Банка России во II квартале текущего года в России доля социальной инженерии составила почти половину всех операций без согласия клиентов, при этом телефонное мошенничество является одним из главных каналов таких действий.

Общая сумма, которая была похищена у граждан кибермошенниками составляет более 3 млрд рублей, при этом только порядка 7% — возвращенные клиенту средства.

Вы спросите: почему так мало возвращается средств клиентам банков?

Дело в том, что, когда человек, попадаясь на психологические уловки мошенника, которые вызывают испуг, волнение, страх потери денег или жажду наживы, сам выдает все секретные данные. По закону банк не обязан компенсировать похищенное, если клиент сам передал аферисту конфиденциальные сведения: ПИН-код, код безопасности с обратной стороны карты, подтверждающие коды из СМС-сообщений банка.

Даже самые умные и осторожные люди попадаются на крючок к махинаторам. В нашей области много таких, кто знал от соседа, родственника или из СМИ о мошеннической схеме, но все-равно в нее угодил.

Психологические уловки

Вызвать доверие или запугать потерей денег. Мошенники часто представляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, правоохранительных или следственных органов, Министерств, Прокуратуры и даже Банка России. В разговоре к потенциальной жертве обращаются по имени и отчеству, выбирают участливый тон разговора, убеждающий человека, в том,что хотят помочь спасти его средства или наоборот пытаются запугать их потерей.

Виртуозно замаскироваться. Бывает так, что сразу трудно догадаться, что имеешь дело с мошенником. Они с помощью IP-телефонии подменяют номер, с которого звонят или присылают сообщение, а у вас при этом на экране телефона отображается знакомый номер банка. Подделывают документы, к примеру, налоговые уведомления или квитанции о штрафах, присылая их на домашний адрес, по СМС или электронной почте. Письма очень похожи на оригинальные и могут даже содержать QR-код для ввода данных со смартфона. Оплатив такой документ, человек переведет деньги мошенникам. Копируют сайты банков, страховых и микрофинансовых компаний, популярных онлайн-магазинов и платежные страницы. На этих фишинговых сайтах человек либо сразу переведет деньги, либо оставит конфиденциальные данные своей банковской карты.

Заманить выигрышем. Посредством этой уловки мошенники играют на стремлении человека к легкому обогащению. Они создают сайты с опросами и заманчивыми денежными бонусами, по получению социальных выплат или возврату налогов, «беспроигрышными» конкурсами или с выигрышными «акциями» известных магазинов. Реклама этих сайтов очень активна и нередко сопровождается нарезками из видео с медийными персонами, которые призывают к участию в этой афере, а также большим количеством восторженных отзывов от тех людей, которые якобы стали победителями.

Восстановить справедливость. Мошенники могут сами вести или купить базы данных тех людей, кто когда-то потерял деньги в финансовой пирамиде или псевдолотерее, онлайн покупал БАДы, к примеру, для быстрого похудения. Для таких пострадавших предложения «помощи» будут под предлогом оплаты «услуг юриста» или получения «компенсации» за прошлый обман, но преследуемая цель одна – получить полные реквизиты карты.

Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана. Но если каждый человек научится критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию и не торопиться при принятии финансового решения, то риски потери денег сведет к минимуму.

Базовые правила финансовой безопасности:

- Ни при каких обстоятельствах никому не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая ПИН-код и пароли банка из СМС.

- Не ввязывайтесь в диалог с незнакомцами, которые представляются сотрудниками финансовых организаций или каких-либо других, обращаются к вам по имени и отчеству и пытаются получить секретную информацию. В таких разговорах часто человек испытывает дискомфорт. Повесьте трубку, перезвоните сами в банк, набрав вручную номер, указанный на вашей карте или на сайте банка, и спросите оператора, что происходит с вашими средствами.

- Не переходите по ссылкам из сомнительных сообщений и не переводите деньги по первому требованию незнакомцев.

- Для оплаты покупок и услуг в интернете заведите виртуальную карту, установите на ней лимит трат или оставляйте на ней только сумму под расчет покупки.

- Получая заманчивую рассылку от известных брендов об акциях и конкурсах не кидайтесь в них участвовать. Перепроверьте информацию о существовании акции на официальном сайте компании.

- Не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные: номер телефона, домашний адрес, ни тем более данные паспорта или фото его страниц. Мошенники охотно задействуют эту информацию в своих аферах.

Пресс-служба ивановского отделения Банка России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6