Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

19.10.2023 09:03 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (10447) от 19.10.2023 г.

Из глубины веков

16 октября в Нижнеландеховской основной школе жители района педагоги и учащиеся встретились с известным историком-архивистом Геннадием Радиковичем Якушкиным. На встрече также присутствовали сотрудники местной библиотеки и Дома культуры, коллектив Пестяковского краеведческого музея.

Геннадий Радикович Якушкин 15 лет работал в Российском государственном военно-историческом архиве, несколько лет – в московском городском дворце пионеров. Там реализовывал историко-краеведческий проект «Пестяки – 2000». Три сезона он проводил поисково-исследовательскую работу в Пестяках и Нижнем Ландехе: вместе с ребятами собирал записи воспоминаний пестяковских жителей о былых временах. Последние 15 лет принимал участие в подготовке выставок в Российском государственном архиве древних актов, а в свободное от работы время занимался изучением любимых мест: Гороховецкого и Вязниковского уездов Владимирской губернии (ныне это Пестяковский, Верхнеландеховский и другие районы Иванов-ской области). Благодаря труду Геннадия Радиковича и его жены Марины Михайловны (она трудится в отделе письменных источников Государственного Исторического музея) были обнаружены редчайшие документы, которые открывают неизвестные страницы нашей истории.

Марина Михайловна Якушкина обнаружила считавшийся потерянным рукописный труд жителя села Нижний Ландех, крестьянина, торговца и первого краеведа и историка на территории современной Ивановской области Осипа Потаповича Голикова, который жил в 1742 — 1825 годах. Он происходил из рода священноиерея Саввы (по материн-ской линии), который был священником еще деревянного храма в селе Нижний Ландех во времена князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В документе 18 века с внушительным названием «Известие жителям села Нижнего Ландеха о прежнем бытии и о нынешнем цветущем его состоянии, о строении двух каменных церквей, об утвари церковной, о колокольне каменной, в которых годах построена, какого веса колокола и о нашествии злочестивых ляхов и о жаловании села князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, а потом князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому…» он писал об одном из самых сложных периодов в истории нашей страны – Смутном времени. Документ повествует о том, какие зверства и грабежи учиняли поляки. Автор гордился тем, что село Нижний Ландех принадлежало русскому национальному герою, выдающемуся военному и политическому деятелю, главе Второго народного ополчения Дмитрию Михайловичу Пожарскому, а жители села принимали самое активное участие в событиях Смутного времени.

За два часа лекции и беседы Геннадий Радикович успел рассказать о многом, но это несравнимо с тем, сколько знает этот человек. Оказывается, через Нижний Ландех проходила большая проезжая дорога – Балахонский тракт. Но этой дорогой редко ездили: нужно было переезжать через перевоз в селе Мыт и платить пошлину. Те, кто этого делать не хотел, чаще ехали через Узкую веревку, Собачью ногу и Жуков Бор. А в 17 веке на этой дороге гнездились сонмища «голых» людей (так Осип Потапович Голиков называл разбойников). У проезжающих, как писал Голиков, они часто «отрезывали карманы». Тот, кто прошел по этой дороге и не был ограблен, продавал товары с выгодой.

Через Нижний Ландех на Дунилово и Кинешму проходили сжёгшие «посадец Холуй» поляки и русские изменники, чтобы захватить волжский путь. Но дворовые люди того времени обладали всеми необходимыми навыками для ведения военных действий. А часто среди них были находившиеся на излечении «боевые холопы» князя Пожарского. Понимая, что родное село может ждать участь сожженного Холуя, они натащили на тогда еще деревянную колокольню камни. Были у них и ружья. Когда поляки пошли приступом, нижнеландеховцы закидали их камнями и вынудили отступить. Существует предание, что одна женщина, отбиваясь от поляка, схватила пучок зажженной соломы, зажгла в печи и отхлестала им нападавшего. После чего ее стали называть Опалихой. А ее мужа стали звать Сапегою по фамилии предводителя польских войск гетмана Сапеги – отсюда пошли в нашем крае фамилии Опалихиных и Сапегиных. Происхождение фамилии Пановых также связано с эпохой Смутного времени. Одна из легенд гласит, что жительница села Мыт вылила на одного из поляков, пока тот спал, котел с овсяным киселем. После чего пан «отпановался». Женщина получила прозвище «Паниха», а среди жителей села Мыт образовалась фамилия Пановых. Любопытна история возникновения фамилии Бендины. Раньше она звучала как «беглые». Это были крестьяне, убежавшие от помещика. Их вернули, они раскаялись и поставили Ильинскую часовню на теперешней Кооперативной улице в Нижнем Ландехе. В одной из переписей крестьяне Беглые превратились в Бендиных.

Названия населенных пунктов часто образовывались от имен людей. Один из жителей села Нижний Ландех (его звали в народе Филькой) пахал «наездом» землю и тем зарабатывал на жизнь. Он поставил свою избу недалеко от села. У него была многочисленная семья, домочадцев звали «филятами» по имени главы семьи. Впоследствии это прозвище стало названием деревни Филята. Еще одно необычное название у деревни Плоскирята. Известно, что один из жителей этого места звался Плоскирём. Скорее всего, от его имени и пошло название населенного пункта.

После событий Смутного времени, когда страна была разорена, многие люди, входившие в состав ополчения или прятавшиеся по лесам, решили остаться на этих землях, как пишет Голиков, «вследствие изобилия и красоты ландехов-ских жен и девок». Возможно, отчасти по этой же причине поляки также принимали православие и оставались. Из того же источника известно, что жители края были людьми изворотливыми и находчивыми: они нашли хитрый способ уйти от уплаты налогов. Перед приездом «налоговиков» жители собирались в одном дворе, остальные пустели. Когда их спрашивали, где люди с пустующих дворов, крестьяне отвечали, что те, дескать, убежали куда-то.

Нижнеландеховцы были людьми умными, талантливыми, предприимчивыми. Кроме братьев Дубининых, которые изобрели способ промышленной переработки нефти, в Нижнем Ландехе жил изобретатель прототипа аккумулятивного снаряд Иван Мошкин. Известно, что он в конце 18 века поехал со своим изобретением в Петербург, чтобы государыне-императрице Екатерине II показать свой «проект», который мог быть использован в военных действиях, например, при атаках на турецкие корабли. С императрицей он не увиделся, но интересно, что изобретение нижнеландеховского умельца заинтересовало генерал-прокурора князя А.А. Вяземского. И.Мошкин получил 50 рублей для проведения опытов, которые он и проводил под личным наблюдением последнего.

Отдельная часть лекции была посвящена нижнеландеховскому священноиерею Савве. Мужем он был «богоугодного жития, милостивый, странновоздержанный» — после смерти его канонизировали как местночтимого святого. А Осип Потапович Голиков составил «Житие» святого. Из него следовало, что «Савва-священник был еще прежде при князе Дмирии Михайловиче Пожарском и во время смятения Лжедмитриев, и Гришки-расстриги, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, и при царе Михаиле Федоровиче Романове, в его лета и скончался. Погребен с подобающей честью, и над гробом его усердием приходских людей состроена была деревянная часовня». 11 сентября 1762 года часовня сгорела, на том месте «была складена» каменная для продажи свеч церковных. Образ преподобного Саввы Освященнаго стоял в церкви Живоначальной Троицы. Но в 30-е годы 20 века храмы закрывали и переоборудовали для хозяйственных нужд. Так в часовне Саввы Освященного была поставлена цистерна для хранения керосина, а мощи святого были выброшены и осквернены…

Слушатели лекции узнали также, что на середине Святого озера стояла деревянная часовня, которая была разобрана и перенесена в Нижний Ландех.

Невозможно написать обо всех темах, которые затрагивались на встрече лектором и слушателями: спектр тем и задаваемых вопросов был очень большим. Хочется надеяться, что эта встреча станет одной из многих встреч интересного человека, историка-архивиста Геннадия Радиковича Якушкина с жителями Пестяковкого района.

Н. Кипарина.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

212