Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

12.07.2018 10:35 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от  12.07.2018 г.

Как молоды мы были…

Большинство жителей поселка Пестяки от 50-ти лет и старше помнят время своей молодости, когда на концертах, танцах, свадьбах выступали пестяковские вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Музыкантов, выступавших со сцены того времени, многие вспоминают до сих пор. Это история нашего района, нашей культуры. Давайте окунемся в тот период, вспомним пестяковских исполнителей 60-80-х годов, а помогут в этом сами участники музыкальных коллективов

Из истории пестяковских вокально-инструментальных ансамблей.

От самодеятельного оркестра до «DOORS»

В 60-70 годы прошлого столетия в пестяковском музыкальном мире создавались коллективы, иногда параллельно существовали несколько ансамблей, между которыми, естественно, возникала конкуренция, что не мешало их развитию и получению зрителями удовольствия от песен того времени. Более подробно об этом рассказали участники активной музыкально-творческой жизни прошлого века, поделившиеся своими воспоминаниями.

Одна из музыкальных творческих личностей, начавшая еще со школьных времен выступать даже не в ВИА, а в пестяковском джазовом мини-оркестре – это Павел Владимирович Забелин, который приот- крыл завесу истории создания и развития во второй половине 20 века музыкального движения в Пестяковском районе. Несмотря на свои 68 лет, музыкант сохранил бодрость духа, активность, продолжает музицировать на новеньком пятирядном баяне, который он подарил себе на день рождения. Как рассказал музыкант, в 1965 году при Доме культуры, который в то время располагался в здании храма Успения Пресвятой Богородицы, был создан эстрадный ансамбль под руководством Владимира Николаевича Шахова, в котором начал играть Павел Забелин с 15 лет. Юноше импонировало подростком участвовать в репетициях, чувствовать свою нужность, значимость, немногие сверстники могли похвастать игрой в джазовом ансамбле. А молодого, талантливого парня пригласил руководитель коллектива В.Н. Шахов, который в ансамбле играл на аккордеоне. Вот что он вспоминает: «На трубе играл Валерий Васильевич Свиньев, на кларнете играл одноклассник Ирины (моей сестры) Юрий Лобов. Я играл на барабанах. Установка состояла из большой тарелки, малого барабана и парных тарелок (я назвал эту пару «чарльзстоун»). Неполная ударная установка называлась «тройка». Именно на ней начал отрабатывать ритм, развивать музыкальные способности, репетировать и выступать совместно с участниками эстрадного (джазового) квартета. Собирались музыканты нечасто, эпизодически – я учился в школе, остальные получали профессиональное образование, встречались, когда все приезжали в Пестяки, играли на танцах. Иногда играл «на переменках» с Борисом Романовым, подменяли друг друга. Со временем квартет сам собой ре- организовался в большой джазовый оркестр – многие музыканты захотели присоединиться к коллективу. Конечно, никто не был против – большой оркестр звучит грандиознее, более масштабно, но, в свою очередь, требует намного большей подготовки, сыгранности, множества репетиций. Но это никого не пугало. Возглавил большой коллектив исполнителей Юрий Скворцов, лётчик в отставке. Художественный и музыкальный руководитель играл на соло-трубе, был лидером. Музыкант Николай Семенович Краснов являлся ведущим баянистом оркестра, общим учителем, специалистом высокого уровня, обладал удивительным слухом, хотя и являлся самоучкой. Я также самостоятельно освоил баян, нотную грамоту, играл по нотам, много практиковался. Александр Блинов, выступал на народном инструменте балалаечном контрабасе. Юрий Николаевич Краснов, продолжатель династии музыкантов, вместе с отцом в составе эстрадно-джазового оркестра радовал слушателей игрой на второй трубе, вел вторую партию. Михаил Николаевич Мамонов вкладывал душу в кларнет, на втором подобном духовом инструменте играл мой одноклассник Владимир Бородулин. За фортепьяно садился Александр Гирин, бывший директор музыкальной школы, которого сменил на посту руководителя образовательного учреждения Кипарин Валентин Дмитриевич. Эту джаз-банду можно было назвать не только эстрадным или джазовым оркестром, но и эстрадно-симфоническим, потому что в его состав входила и скрипка, на которой играл Свиньев Василий Владимирович. Коллектив был очень большой, музыканты с душой отдавались общему делу, старались порадовать слушателей исполнительским мастерством, играли на танцах».

Всё бы хорошо, но… Пестяковский оркестр, созданный из самодеятельных музыкантов, редко собирался в полном составе – у одних работа, у других дети, повседневные заботы и т.д., одним словом – жизнь. Поэтому большой коллектив постепенно стал распадаться. Часть музыкантов потеряла интерес к творческой деятельности, другая-полностью отдалась работе, не оставляя в своей жизни места для музыки, третья-по велению души выбрала духовой оркестр, который существовал параллельно с джазовым, остальная часть прекратила посещать репетиции оркестра по своим причинам.

Стоит сказать, что к этому времени в центре п. Пестяки был построен новый клуб, теперь он носит название Дом культуры. И в 1973 году на его базе художественный руководитель учреждения Николай Анатольевич Гусев создал новый коллектив, который назвал ВИА «Doors» (в переводе с англ. «Двери»). Руководитель, выпускник оркестрового отделения Ивановского музыкального училища по классу домры, являлся поклонником американской рок-группы «Doors», созданной в 1965 году в Лос-Анджелесе, оказавшей сильное влияние на культуру и искусство 60-х годов. Загадочные, мистические, иносказательные тексты песен и яркий образ вокалиста группы Джима Моррисона сделали её едва ли не самой знаменитой и противоречивой группой своего времени. В 1973 году группа прекратила своё существование. Лидер пестяковского ВИА «Doors» решил продлить существование любимой группы хотя бы в названии пестяков- ского коллектива. В состав «дверей» вошли Николай Гусев (соло-гитара), Лев Кипарин (бас-гитара), Павел Забелин (ударные) и Сергей Круглов (ритм-гитара).

Справка

Вокально-инструментальный ансамбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» и появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки.

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов (музыкантов, играющих на нескольких инструментах), во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.

Участники ВИА с энтузиазмом взялись за дело, стали упорно репетировать, а затем играть на танцах – под их музыку двигались в ритме пестяковцы и гости районного центра. Павлу Забелину, барабанщику «Doors», пришлось освоить новую для него синкопирующую систему игры на бас-барабане, с чем он с успехом справился. Но творческая деятельность ансамбля не ограничивалась танцевальными вечерами – музыкальный коллектив выезжал в район, выступал в сельских домах культуры, в то время в ДК на балансе стояло 2 автобуса «Кубань» и 2 машины «УАЗ», то есть выезды ансамбля на село осуществлялись без проблем. Музыканты получали большое удовольствие, выступая перед своими земляками, даря им радость музыкального творчества, постоянно создавая что-то новое. Вокально-инструментальный ансамбль являлся для его участников средством самовыражения, выхода творческого потенциала, способом реализации невоплощенных задумок и идей. Павел Забелин, вернувшись из армии в 1971 году, работал заведующим автоклубом – выезжал в села, деревни, где участники художественной самодеятельности выступали перед жителями, он в том числе оказывал методическую помощь сельским домам культуры в качестве аккомпаниатора. Смыслом всей его жизни в тот период времени стала музыка. Молодой работник клуба утром вставал с мыслью о музыкальном искусстве и с нею же засыпал. Коллектив ансамбля представлял собой большую семью, у каждого члена которой было хоть отбавляй музыкального фанатизма. Репетировали после работы, учебы – заведующий автоклубом после трудового дня дожидался своих товарищей, и начиналась творческая деятельность другого формата, в которой исполнители были созидателями новых аранжировок музыкальных композиций – как говорит сам Павел Владимирович «у ребят открывалось второе дыхание, за одну репетицию осваивали по 2-3 музыкальных произведения, работали очень плотно». Вскоре Лев Кипарин покинул группу, состав остался без бас-гитары, пришлось искать замену, место занял талантливый школьник Виктор Кольченко, который почерпнул много полезного опыта у экс-басиста. Состав коллектива «Doors» менялся, но заведующий автоклубом, как пристань, принимал «новые корабли» участников, желающих «разгрузить» свой творческий опыт, музыкальный потенциал, поделиться своей душой со слушателями. Было тяжело, но молодость, жажда работы, творческий потенциал давали Павлу Забелину силы. В 1980 году он поступил в Ивановское музыкальное училище культуры без начального музыкального образования (обычно музыкальная школа). По окончании училища пришел работать в Дом культуры аккомпаниатором на баяне.

Д.Кондин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

309