Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Пестяковского района «Новый путь»

26.07.2018 10:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 26.07.2018 г.

Как молоды мы были…

Большинство жителей поселка Пестяки от 50-ти лет и старше помнят время своей молодости, когда на концертах, танцах, свадьбах играли пестяковские вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Музыкантов, выступавших со сцены того времени, многие вспоминают до сих пор. Это история нашего района, нашей культуры. Давайте окунемся в тот период, вспомним пестяковских исполнителей 60-80-х годов, а помогут в этом сами участники музыкальных коллективов.

Из истории пестяковских вокально-инструментальных ансамблей.

Большинство жителей поселка Пестяки от 50-ти лет и старше помнят время своей молодости, когда на концертах, танцах, свадьбах играли пестяковские вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Музыкантов, выступавших со сцены того времени, многие вспоминают до сих пор. Это история нашего района, нашей культуры. Давайте окунемся в тот период, вспомним пестяковских исполнителей 60-80-х годов, а помогут в этом сами участники музыкальных коллективов.

Петр Яковлевич Кондин (электроорган):

- Так уж было угодно судьбе, что после окончания музыкального училища в 1978 году, мне не пришлось работать по специальности в детской музыкальной школе.

Сейчас уже не могу сказать, что мне уж так сильно не повезло, устроился на работу в детский садик “Солнышко”, где и проработал в прекрасном коллективе почти 32 года. Детсад был ведомственный, построен при управляющем “Райсельхозтехники” Викторе Фёдоровиче Глебове. Грустно, что давно уже нет таких предприятий, таких руководителей. Виктор Фёдорович заботился не только о развитии производства, но и о досуге своих подчинённых. Существовал большой смешанный хор и, конечно, очень модный в те годы, вокально-инструментальный ансамбль “Метроном”. Мне никто бы не позволил остаться в стороне от участия в художественной самодеятельности предприятия, с удовольствием аккомпанировал хору и сразу же влился в дружный состав группы.

Как молоды мы были, как мечтали удивлять и радовать зрителей своим творчеством – не меньше, чем белорусские “Песняры”. И, по-моему, нам удавалось доставить зрителям большое удовольствие. Хочется отметить музыкальные данные Виктора Ивановича Кольченко, Павла Владимировича Забелина, это, безусловно, были творческие лидеры и руководители коллектива.

Вспоминаю ту утреннюю радость, когда, проснувшись, приходит первая мысль, что сегодня репетиция ансамбля. Как правило, это было в 19 часов – соберёмся, поиграем, обсудим все дела, у кого-то личные проблемы, а как они легко решались, когда вокруг столько друзей.

Спасибо судьбе, что всё это было, есть что вспомнить и есть с кем поделиться этими воспоминаниями.

От автора: П.Я. Кондин сейчас на пенсии, но всё также верен музыке – иногда берет в руки инструмент, чтобы пальцы не забыли клавиши.

Другой фигурой, оказавшей большое влияние на развитие группового музыкального движения в Пестяках, привлечение молодежи к музыке, является В.И. Кольченко. Изначально он пошел по пути музыканта, учился в Московском институте культуры на музыкальном отделении, в силу жизненных обстоятельств ушел из высшего учебного заведения. Но музыка живет с ним…

Виктор Иванович Кольченко (солист, соло-гитара).

По словам Виктора Ивановича, в 70-е годы прошлого столетия (как он сказал: «кажется, это было век назад») тогда ещё молодые парни являлись продолжателями тенденции того периода времени, я бы сказал, «музыкального» периода в СССР – создания при клубах, домах культуры, предприятиях, колхозах и т.д. музыкальных коллективов. Государство дало установку на развитие не только промышленности, сельского хозяйства, но и культуры и отдыха граждан. В п. Пестяки также был создан при районном Доме культуры ансамбль (ДК находился в здании церкви). Состав группы менялся, одни уходили, другие заменяли их. Клуб переехал в новое здание, и, ещё обучаясь в школе, в 1973 году Виктор Кольченко вошел в состав ансамбля ДК, был самым молодым из группы, играл на гитаре. Тогда в моде были длинные волосы, юноша следовал молодежному стилю, распространенному в среде музыкантов. Школьника должны были принять в комсомол, а исполнение им песен на английском языке в составе ВИА, внешний вид молодого человека, как указывали ему комсомольские вожаки, не соответствовали имиджу истинного комсомольца и патриота своей страны. Так как для Виктора прическа и песни были одними из составляющих музыкального мира, внутренней принадлежности к касте исполнителей, то перед участником ансамбля возникала дилемма выбора. Конечно, школьнику льстило выступление в клубе со взрослой молодежью, но хотелось организовать в школе собственный коллектив, чтобы там играли ровесники. С несколькими товарищами они сделали это – создали свою группу, с которой стали выступать. Позднее она распалась.

Спустя несколько лет в «Сельхозтехнике» инициативной группой молодых музыкантов во главе с Виктором Кольченко при поддержке директора предприятия В.Ф. Глебова был создан «Метроном». По словам Виктора Ивановича, в ансамбле за время его су ществования в разное время участвовало от 40 до 50 человек. Был, конечно, костяк группы, солист и гитарист ВИА вспомнил некоторых из его состава – В.А. Худякова, П.Я. Кондина, В.А.Рыненкова, В.В. Землина, П.В. Забелина, С.А. Малеева. Но не только они, но и многие из работников транспортного предприятия попробовали проявить себя в музыкальном аспекте, творчески самовыразиться.

«Метроном» выезжал со своими выступлениями в подшефные колхозы, вы- ступал на свадьбах работников, в пестяковском Доме культуры. В те времена в ДК не было сегодняшней звуковоспроизводящей аппаратуры, поэтому на танцах жители и гости Пестяков двигались под ритмичные мелодии группы музыкальных единомышленников. Летом это происходило на уличной танцплощадке, у клуба собиралась как молодежь, так и взрослое население Пестяков, вторые желая не столько потанцевать, сколько погулять, подышать воздухом и послушать произведения в исполнении талантливых метрономовцев. Самыми важными для музыкантов были областные смотры и конкурсы художественной песни, с которых ансамбль, представляющий трудовой коллектив, зачастую возвращался в числе победителей. К этим выступлениям состав группы готовился заранее.

Следует сказать, что вокально-инструментальный ансамбль чувствовал поддержку директора В.Ф. Глебова. «Метроном» был одной из визитных карточек крупного пестяковского предприятия. Музыкальный коллектив выступал перед приезжающими различными делегациями, Виктор Федорович выделял автобус для поездок самодеятельного ВИА, иногда «сквозь пальцы» смотрел на проделки участников.

Как честно признался В.И. Кольченко, жены относились отрицательно к репетициям музыкантов – многие участники коллектива были женаты. Но представительниц прекрасного пола можно было понять – молодые трудяги работали с раннего утра, а вечером они еще уходили на репетиции, тем самым уменьшая время, проводимое с женой и детьми. Да и репетиции иной раз обходились не только горячим чаем… Но искусство иной раз требует жертв, поэтому участники «Метронома» философски относились к упрекам со стороны своих вторых половинок. Конечно, супруги гордились своими музыкантами, но в душе ревновали их к музыке. «В то время люди жили гораздо проще, но гораздо дружнее», — такую философскую мысль высказал Виктор Иванович во время беседы. По словам рассказчика, люди намного чаще, чем сейчас, ходили в гости, общались, и ВИА в том числе был одной из форм общения – в ансамбле рядом с друзьями можно было отдохнуть, поговорить, сменить привычный ритм повседневности.

Участие в культурной жизни «Сельхозтехники» и Пестяковского района послужило раскрытию и развитию способностей участников ансамбля, росту их внутреннего мира, самооценки, популярности, но главное, по мнению В.И. Кольченко, – в то время молодые ребята давали возможность простому рабочему человеку отдохнуть, отвлечься от повседневных забот, на несколько минут погрузиться в мир музыки и творчества музыкантов. Участники «Метронома» не только перепевали известные хиты и шлягеры, они сами писали песни, частушки. Последние, конечно, исполнялись в узком кругу, иногда были с «перчинкой». Но этой тенденции подвержена молодежь многих поколений – противопоставить себя обществу, выделиться, немного «похулиганить».

Обращу внимание читателей, что, как подчеркнул Виктор Иванович, все участники ансамбля серьезно и ответственно относились к репетициям и выступлениям коллектива – молодые люди надеялись, что со временем творческая работа музыкального союза выльется во что-то большее, получит дальнейшее развитие и успех, ведь в молодости многие начинания воплощаются с чувством большой надежды. Участники «Метронома» верили, что наступит день, когда их заметят и они серьезно займутся музыкой. Но для достижения последующих высот, как пояснил рассказчик, были необходимы большие денежные вливания, финансирование, которых у ВИА не было. Поэтому коллективу было суждено остаться на уровне самодеятельного, пусть и на высоком исполнительском уровне. А в 1985 году В.А. Кольченко волею судьбы пришлось уехать из Пестяков и расстаться с коллегами по творчеству. Но с музыкальной деятельностью Виктор Иванович отношений не прекратил, до сих пор продолжает выступать со сцены Пестяковского Дома культуры.

Впоследствии в 2000-х годах пестяковской молодежью осуществлялись попытки воссоздания музыкальных коллективов: в разное время существовали группы «Проспект-46», «Коты-самогуды», «Жара», «Пульс», «Громче», жен- ский коллектив «Кураж», «Взрыв тишины». Некоторые из них даже выступали с сольными концертами, но ни одна группа не просуществовала длительное время. В любом деле необходимы упорство, время и достаточные возможности.

PS. Такова история пестяковского музыкального движения, которая оставила только положительный опыт для его участников и воспоминания со знаком плюс. Возможно, в итоги прошлого закрались ошибки и неточности, но это простительно – память участников, может быть, не сберегла правильные имена, даты и названия, но воспоминания музыкантов точно сохранили ощущение молодости и радости жизни, взлёта, создания нового, когда перед тобой открыты все дороги и еще столько предстоит свершить. Некоторых из них уже нет рядом с нами, но они сделали многое для развития культуры и искусства. А ныне здравствующие продолжают творить добро – радуют нас песнями, присутствием и своими воспоминаниями.

Д. Кондин.
Фото Н.Кручининой и из архива ВИА «Метроном».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

199