Банкротство по закону: первый день
Правовые аспекты формирования повестки дня первого собрания кредиторов
Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц актуален для
политики и экономики любого государства. Даже при стабильной экономике и в
отсутствии кризисных ситуаций для отдельных организаций несостоятельность
вполне возможна. В условиях современного финансового кризиса перед всеми
организациями стоит основная задача — сохранить свой бизнес и не допустить
наступления несостоятельности (банкротства), а при наличии признаков
банкротства – максимально сохранить интересы участников дела о банкротстве.
В силу статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) арбитражный
управляющий является субъектом профессиональной деятельности,
что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве
и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности
арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и,
по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные
Законом о банкротстве.
Судебная практика Управления Росреестра по Ивановской области по
вопросам привлечения арбитражных управляющих к административной
ответственности свидетельствует о наличии в действиях арбитражных
управляющих типичных нарушений, связанных с формированием повестки дня
первого собрания кредиторов.
Пункт 2 статьи 12 Закона о банкротстве содержит перечень вопросов,
решение которых относится к исключительной компетенции собрания
кредиторов, то есть эти вопросы не могут быть переданы на разрешение другим
лицам или органам, в том числе комитету кредиторов.
Пунктом 1 статьи 73 Закона о банкротстве предусмотрено,
что к компетенции первого собрания кредиторов относится в том числе принятие
решения об образовании комитета кредиторов, определение количественного
состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета
кредиторов и о выборе реестродержателя из числа реестродержателей,
аккредитованных саморегулируемой организацией.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 17 Закона о банкротстве, в случае если
количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее
пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании
комитета кредиторов.
Арбитражные управляющие, ссылаясь на положения пункта 2 статьи
17 Закона о банкротстве полагают, что при небольшом количестве кредиторов
включение вопросов об образовании комитета кредиторов и выборе
реестродержателей нецелесообразно.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что решение
о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов
и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты
проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении
реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе
реестродержателя принимается временным управляющим.
Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно
содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг
реестродержателя. В случае если количество конкурсных кредиторов, требования
которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот,
привлечение реестродержателя обязательно.
Таким образом, законодатель предоставляет собранию кредиторов право
самостоятельно решать вопрос о необходимости образования комитета
кредиторов, привлечении реестродержателя и не ограничивает права кредиторов
по избранию комитета кредиторов и реестродержателя в зависимости от
количества конкурсных кредиторов, требования которых признаны
обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника.
Исходя из изложенного, вынесение арбитражным управляющим указанных
выше вопросов на повестку дня первого собрания кредиторов является
императивным требованием Закона о банкротстве. Нарушение данного
требования в деле о банкротстве мотивами нецелесообразности рассмотрения
соответствующих вопросов является грубым нарушением арбитражным
управляющим норм действующего законодательства.
Управление Росреестра
по Ивановской области.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.