Электронная регистрация недвижимого имущества и новое в законодательстве
Право собственности и другие вещные права на недвижимость, а также
ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости
(ЕГРН).
При электронной регистрации участники сделки отправляют все
необходимые документы в Росреестр онлайн. В электронном виде можно
оформить любые виды сделок, например, куплю-продажу, долевое участие или
дарение, а также покупку недвижимости в ипотеку. Провести электронную
регистрацию можно самостоятельно на сайте Росреестра или с помощью
посредника. Посредником может быть нотариус, застройщик или банк.
Заявление и документы, представляемые в орган регистрации прав в
электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной
электронной подписью (УКЭП).
УКЭП – это виртуальный аналог рукописной подписи. Если физическое
лицо подпишет ей электронный документ, он приобретёт юридическую силу.
Такую подпись можно получить только в удостоверяющих центрах (УЦ),
которые получили аккредитацию Минкомсвязи.
Перечень таких удостоверяющих центров размещен, в частности, на официальном сайте
Росреестра.
Если в отношении объекта недвижимости планируется осуществить
государственную регистрацию перехода, прекращения права собственности на
основании сделки отчуждения (например, купля-продажа, дарение, мена),
необходимо подать в Росреестр заявление о возможности регистрации на
основании документов, подписанных УКЭП. Заявление должно быть
представлено в Росреестр правообладателем отчуждаемого объекта
недвижимости или его законным представителем либо представителем,
действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, в форме
документа на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе
через МФЦ. Также заявление можно направить по почте, предварительно
заверив свою подпись на нем у нотариуса.
С 30 апреля текущего года, если сертификат ключа проверки электронной
подписи выдан Удостоверяющим центром ФГБУ "ФКП Росреестра",
представлять в Росреестр указанное заявление не требуется.
Также не требуется подавать данное заявление, когда документы за
заявителя в электронном виде представляет:
- орган государственной власти или орган местного самоуправления в
случаях, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона (после
выдачи уведомления о соответствии построенного жилого дома требованиям
законодательства орган местного самоуправления подает документы на
постановку на учёт и регистрацию права собственности на вновь возведённый
жилой дом от имени физического лица; при выкупе земельного участка);
- нотариус при государственной регистрации права на объект
недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки
или иного совершённого нотариусом нотариального действия, либо по
заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
- банк, использующий собственные информационные технологии
взаимодействия с органом регистрации прав, при проведении ипотечной сделки.
После регистрации заявители на руки бумажный документ с синей
печатью не получают. На электронную почту участников сделки или нотариуса
придёт выписка из ЕГРН с электронной подписью Росреестра. Выписка является
подтверждением зарегистрированного права. Электронные документы,
подписанные электронной подписью, имеют полную юридическую силу и их
принимают все государственные органы.
С 01.01.2023 вступят в силу изменения в 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости», благодаря которым с помощью сервиса «Личный
кабинет», размещённого на сайте Росреестра, можно будет подать заявление в
Росреестр без подписания его усиленной квалифицированной электронной
подписью правообладателя. Можно будет внести изменения в существующий
объект недвижимости или поставить на учёт новый. Кроме того, можно будет
подать заявление о ранее учтённом объекте недвижимого имущества, заявление
об исправлении технической ошибки, заявление о невозможности
государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
Существенным плюсом электронной регистрации является сокращение
сроков обработки документов. В Ивановской области регистрация ипотечных
сделок, поступивших в Управление в электронном виде, осуществляется в
течение одного рабочего дня; срок регистрации остальных обращений,
поступивших в электронном виде, сокращён до трёх рабочих дней (при условии,
что в представленных документах отсутствуют замечания, препятствующие
проведению регистрации).
Ещё одним преимуществом подачи документов в электронном виде
является то, что заявитель не посещает офисы приема МФЦ, которые работают
по определённому графику. Документы можно подать с любого рабочего места с
возможностью выхода в Интернет, в любое время суток, в том числе в выходные
и праздничные дни.
Е. А.Шагина,
начальник отдела
регистрации объектов жилого назначения
Управления Росреестра по Ивановской области
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.